ГАЗовая профессия
ГАЗовая профессия
Расскажем о том, как сделать правильный выбор
  • Про ГАЗ
    • Основные факты
    • История газа
    • Место рождения газа
    • Глоссарий
  • ГАЗопоток
    • Поиск и разведка
    • Добыча
    • Подготовка
    • Транспортировка
  • ГАЗосфера
    • Крупнейшие месторождения газа
    • Международный газовый союз
  • ГАЗ вокруг
    • Топливо
    • Производство электроэнергии
    • Газ в быту
    • Газ в промышленности
  • ГАЗодобытчики
    • Специальности
      • Геолог
      • Инженер-энергетик
      • Инженер по добыче нефти и газа
      • АСУТП и метрология
      • Инженер-программист
      • Механик
    • Как стать газодобытчиком?
    • Как выбрать профессию?
    • Тестирование
  • Экология
  • Поиск и разведка
  • Добыча
  • Подготовка
  • Транспортировка

Транспортировка

В России практически весь газ до потребителя доставляется по газопроводам. Исключения лишь - этан, пропан и бутан, их перевозят танкерами, а также в цистернах или баллонах.

Трубопроводный транспорт газа

В настоящее время основной вид транспорта – трубопроводный. Для движения газа по трубе нужно создать давление.

Газ под давлением 7,5 МПа прокачивается по трубам диаметром до 1,4 м. По мере отдаления газа от газовых промыслов, уменьшается давление, а, следовательно, - снижается скорость. Это никому не нужно, согласитесь? Поэтому по маршруту движения «голубого топлива» через определенные отрезки пути сооружают компрессорные станции. На них повышают давление от 5,5 до 12 Мпа, охлаждают газ и он продолжает свое «путешествие» по трубопроводу.

Строительство и обслуживание трубопровода – дело затратное, но оно того стоит. Это наиболее дешевый способ транспортировки газа на небольшие и средние расстояния.

Но это не единственный плюс. Считайте сами:

  1. Трубопроводы можно проложить в любом направлении и на любое расстояние, ведь отрезок – кратчайший путь между пунктом А и пунктом Б;
  2. Бесперебойность работы, и, как следствие, гарантированное снабжение потребителей, независимо от погоды и времени года;
  3. Высокая степень автоматизации, надежность и простота в эксплуатации;
  4. Разгрузка традиционных видов транспорта (автомобильный, железнодорожный, морской).

Но, как и у любого явления, транспортировка по газопроводам имеет и недостатки:

  1. Как мы уже писали, на первых этапах сооружения трубопровода нужны большие капиталовложения. Поэтому строительство экономически оправдано лишь при условии большого и стабильного газопотока;
  2. Есть ограничения на количество сортов энергоносителей, транспортируемых по одному трубопроводу. У трубопровода существует «срок годности»;
  3. Проложенный маршрут трубопровода сложно изменить. Если появляются новые потребители энергоносителей, то нужны дополнительные капиталовложения.
trans_1.png

 

 

trans_1.png

 

 

trans_1.png
megamap.jpg

Единая система газоснабжения России

История развития трубопроводного транспорта газа

Первые газопроводы появились в Китае в начале новой эры. Для передачи природного газа использовались бамбуковые трубы. Мало кто знает, но песня Александра Буйнова «Я бамбук, пустой бамбук…» была посвящена именно этим событиям :-)

В конце XVIII века в Европе для транспортировки газа стали применяться чугунные трубы. В 70-ые годы XX века в СССР сформировалась самостоятельная транспортная отрасль – единая система газоснабжения. Развитие сети трубопроводов опережало приросты добычи газа. В 1986 году по трубопроводам транспортировалось 1/3 от общего грузооборота страны, более 2/3 всего топлива Советского Союза.

Каждый год трубопроводная сеть увеличивается. Благодаря техническому прогрессу пропускная способность отдельных газопроводов достигает 30-45 млрд м³/год. При этом трубопроводный транспорт остаётся одним из наиболее чистых в экологическом отношении видов транспорта.

trans_2.png
В 80-х гг. трубопроводы диаметром более 1м выходят на первый план, средняя дальность перекачки нефти и газа превышает 1000 км, длина отдельных трубопроводов достигает 4-5 тысяч км

Транспортирование сжиженных углеводородных газов танкерами

Для транспортировки газа широко используют и танкеры — газовозы. Это специальные суда, на которых газ перевозится в сжиженном состоянии в специализированных емкостях при температуре от −160° до −150°С. Чтобы газ сделать сжиженным, его охлаждают при высоком давлении. В зависимости от потребностей природный газ можно сжать в 600 (!) раз. Для танкерной транспортировки газа нужно «всего ничего» - протянуть газопровод до ближайшего побережья, построить на берегу терминал для сжижения и закачки газа на танкеры, ну и сами танкеры.

Такой метод транспортировки значительно экономичнее трубопроводного при условии, что до потребителя газа более 2 000 – 3 000 км, так как основную стоимость составляет не транспортировка, а погрузочно-разгрузочные работы.

Еще плюсы:

  1. Сжиженный газ более безопасен при перевозке и хранении, чем сжатый;
  2. Относительная дешевизна перевозок;
  3. Неограниченная пропускная способность водных путей (особенно морских);
  4. Возможность завоза природного газа в отдаленные районы страны, не связанные иными видами транспорта.

А вот и минусы:

  1. Сезонность перевозок по речным и морским путям, что вызывает необходимость создавать большие запасы СПГ;
  2. Медленное продвижение грузов;
  3. Нельзя полностью использовать тоннаж судов, если нужно транспортировать СПГ в небольших количествах;
  4. Соответственно порожние рейсы судов в обратном направлении.
trans_3.png 
Современный танкер вмещает в среднем от 150 до 250 000 м³.

 

 

 

 

trans_1.png

 

 

trans_1.png


  • ЯНАО, г. Новый Уренгой, ул. Геологоразведчиков, д.9
  • © 2014, ООО «Газпром добыча Ямбург»
  • Контактная информация