ГАЗовая профессия
ГАЗовая профессия
Расскажем о том, как сделать правильный выбор
  • Про ГАЗ
    • Основные факты
    • История газа
    • Место рождения газа
    • Глоссарий
  • ГАЗопоток
    • Поиск и разведка
    • Добыча
    • Подготовка
    • Транспортировка
  • ГАЗосфера
    • Крупнейшие месторождения газа
    • Международный газовый союз
  • ГАЗ вокруг
    • Топливо
    • Производство электроэнергии
    • Газ в быту
    • Газ в промышленности
  • ГАЗодобытчики
    • Специальности
      • Геолог
      • Инженер-энергетик
      • Инженер по добыче нефти и газа
      • АСУТП и метрология
      • Инженер-программист
      • Механик
    • Как стать газодобытчиком?
    • Как выбрать профессию?
    • Тестирование
  • Экология
  • Специальности
  • Как стать газодобытчиком?
  • Как выбрать профессию?
  • Тестирование

Как выбрать профессию?

Рекомендации родителям

В жизни каждого родителя наступает момент, когда приходится принимать решение о том, чем будет заниматься его ребёнок в будущем, и какая профессия сможет наиболее соответствовать его способностям и интересам. И, конечно, все мы хотим, чтобы он в дальнейшем получал удовлетворение от выбранной профессиональной деятельности.

Каждый из нас знает поговорку «на работу - как на праздник». Как показала практика нашей работы в рамках программы «Я выбираю специальность», в которой приняло участие 195 учащихся 9 и 11 классов средних общеобразовательных учреждений города Новый Уренгой, то зачастую выбор профессии учащимися был продиктован престижем и ориентацией на высокую заработную плату (выдержки из интервью с учащимися: "кто не хочет работать в Газпроме: высокая зарплата, престиж, карьера"; «хотелось бы приходить на рабочее место с компьютером и иметь з/плату не ниже 70 тыс. рублей»).

Чуть более разнообразна их мотивация. Одним движет потребность быть признанным, другим – возможность создать новое, необычное, третьим – желание получить одобрение от окружающих.
При этом следует отметить, что у большинства старшеклассников профессиональная направленность носит несколько обобщенный характер, основанный в большей степени на традиционных представлениях и в редких случаях на знаниях о специальности (это может быть склонность к работе с людьми; исследовательская деятельность; практическая деятельность, связанная с производственной сферой; планово – экономическая деятельность, предполагающая расчёты и анализ данных; эстетическая деятельность, предполагающая творческую направленность интересов; деятельность, связанная с экстремальными условиями).

Все это требует от родителей вдумчивого отношения, наблюдательности и тактичности при решении вопросов, относящихся к самоопределению ребёнка в профессиональной сфере. Поэтому, наши рекомендации, скорее всего, будут полезны родителям выпускников 9-11 классов.

Что делать? Как помочь?

Начните с себя. Рассказывайте чаще детям о своей работе. Делитесь своим опытом достижений в профессиональной сфере. По нашим наблюдениям 40% опрошенных детей не осведомлены (или частично осведомлены), в какой сфере деятельности заняты их родители, в чем заключается их работа, какую пользу они приносят обществу, другим людям своей работой. Например, рассказ о том, как Вы пришли в свою профессию, что повлияло на Ваш выбор, что Вас в ней больше всего привлекает, сможет помочь подростку соотнести свои представления о специальности с Вашим опытом, оценить полноту рассматриваемых критериев выбора профессии.

  1. Если Вы видите, что Ваш ребенок на данный момент затрудняется с выбором профессии, не отчаивайтесь. Понаблюдайте за ним, обратите внимание, к каким предметам, видам деятельности он проявляет больший интерес. Побеседуйте с преподавателями школы, с самим ребенком. Поинтересуйтесь, с чем связаны его затруднения или сомнения, каковы его цели, к чему он стремится в жизни. Позаботьтесь о том, чтобы у подростка была возможность познакомиться с различными профессиями, условиями и содержанием предполагаемых специальностей. Это можно сделать различными способами: интернет-ресурсы, общение с Вашими знакомыми, друзьями семьи, обсуждение различных вариантов выбора специальности в семейном кругу, консультирование у специалистов.
  2. Если Вы видите, что представления об условиях и содержании выбранной подростком профессии не совпадают с реальными условиями, или они несколько идеализированы, обязательно скажите ему о своих опасениях и возможных ограничениях такого выбора (например, когда девушка выбирает специальность инженера – механика в газодобывающей отрасли, объясняя свой выбор «стремлением к технике, умением разбирать вместе с папой машину в гараже», или молодой человек, выбирающий специальность «теплоэнергетика», представляющий что это «сидячая работа в офисе с возможностью пить кофе, работать за компьютером»).
  3. Обсудите с ребёнком выбор ВУЗа (лучше сразу определиться с запасными вариантами). Расскажите ему о Ваших возможностях и ограничениях, связанных с финансами. Оговорите планируемое место обучения. Готов ли он жить самостоятельно в другом городе.
  4. Собирайте информацию о ВУЗе, условиях поступления заранее. Желательно это делать минимум за два года до поступления. Организуйте поездку в выбранный ВУЗ (ознакомьтесь с условиями поступления; запишитесь, при необходимости, на подготовительные курсы, организованные ВУЗом; понаблюдайте за студентами, атмосферой, настроением; побеседуйте с преподавателями, поинтересуйтесь материальным оснащением кафедры).
  5. Учитывайте изменения рынка: например, по прогнозам специалистов, через несколько лет более 1,3 млрд. человек будут работать удалённо (то есть, пользуясь разнообразными средствами электронной связи, там, где им удобно), поэтому важно иметь актуальную информацию об имеющихся возможностях.

Как говорят психологи: «Каждый человек, в принципе, может овладеть любой профессией (или почти любой), но всё дело в том, сколько на это понадобится сил и времени. Период трудовой активности в жизни человека ограничен, а непродуктивная, безрадостная деятельность не только личное несчастье – она отражается, в конечном счёте, на всём обществе. Поэтому прогнозирование профессиональной пригодности и путей её формирования никогда не утратит своего актуального значения».


  • ЯНАО, г. Новый Уренгой, ул. Геологоразведчиков, д.9
  • © 2014, ООО «Газпром добыча Ямбург»
  • Контактная информация